Любой современный двигатель имеет электронный блок управления двигателем (ЭБУ, англ. - ECU - Engine Control Unit), который работает по определенной программе, хранящейся в специальной микросхеме памяти. Силовой агрегат каждой марки и модели современного автомобиля работает по собственной программе. Изменение этой программы и называется chip-tuning.ЭБУ руководит работой двигателя, то есть формирует управляющие сигналы для исполнительных устройств системы подачи топлива, зажигания и турбо наддува, согласно информации, получаемой от датчиков числа оборотов и положения коленчатого вала двигателя, расхода воздуха и т.д. Корректируя программу работы двигателя можно изменять эти параметры.
В атмосферном (не турбированном) бензиновом двигателе можно подавать в цилиндры больше топлива, устанавливать другой (более высокий) угол опережения зажигания, изменять режим работы систем, контролирующих токсичность выхлопных газов, менять значение ограничителя оборотов и т.д.
В турбированном бензиновом двигателе, кроме вышеперечисленного, можно управлять моментом включения турбо наддува и его максимальным давлением.
Основное преимущество chip-tuning - он значительно дешевле (250-900 $ в зависимости от сложности), чем внесение изменений в конструкцию двигателя - расточка цилиндров, замена деталей цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Еще одно преимущество такого тюнинга - выигрыш во времени. На эту операцию затрачивается от нескольких часов до двух дней, в то время как на модернизацию двигателя (форсирование) понадобится не одна неделя.
Ресурс двигателя, подвергнутого chip-tuning, - главный вопрос, который беспокоит владельцев авто. Противники утверждают, что увеличение мощности таким способом ведет к росту нагрузок на детали поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма и, соответственно, к более интенсивному их износу. С этим можно не согласиться. Дело в том, что основную часть времени за рулем человек проводит в обычном стиле езды. Стремительные старты и резкие ускорения - те моменты, которые могут оставить отпечаток на моторесурсе двигателя. Поэтому на практике моторесурс во многом зависит от стиля вождения. Если за рулем человек, который знает только два возможных положения педали:, естественно, речи о большом ресурсе быть не может (даже на авто без chip-tuning). Другое дело, если водитель авто рационально пользуется прелестями chip-tuning. Ресурс двигателя в этом случае вряд ли будет отличаться от стандартного.
По поводу моторесурса турбины - судите сами. Она вращается все время в не зависимости, установлен тюнинговый чип или нет. Управление давлением наддува осуществляется с помощью клапанов, которые ограничивают максимальное давление наддува и момент включения наддува. Единственное с чем можно согласиться (вопрос о моторесурсе турбины), так это с тем, что турбина работает в более высоком температурном режиме при агрессивном драйве. Просто не глушите авто сразу после остановки, а дайте поработать двигателю 3-5 мин на холостом ходу, чтобы охладить турбину.
Что касается эффективности chip-tuning на разных типах двигателей - судите сами: мощность атмосферного бензинового двигателя можно увеличить на 8-12%, турбированного - на 20-25%. В случае с турбированными дизелями мощность удается повысить на 20-25, а крутящий момент до 30%.
Стоит отметить, что увеличение мощности не всегда в полной мере отражает реальный результат. Как правило, максимальную мощность двигатель выдает на максимальных оборотах. Но вряд ли кто-то постоянно ездит на оборотах близких к 6000-6500 тыс. Прибавка крутящего момента в большей степени отражает реальный результат. Именно при его увеличении, особенно в зоне малых и средних оборотов, двигатель становится более приемистым, т.е. способным быстрее разгонять автомобиль и реже переключаться на пониженные передачи. Chip-tuning как раз и обеспечивает увеличение крутящего момента и смещение его максимальной величины в сторону низких оборотов.